grafoman62

Categories:

Принуждение к радости

     Вот захотела написать про выставку Пименова Юрия. Проходит она сейчас в Новой Третьяковке.

    Я немного знала про этого художника, самая известная его вещь - это "Новая Москва". Картина сделанная в стилистике французского импрессионизма -  представляет радость новой жизни: со спины изображена молодая женщина в платье с рюшами за рулем кабриолета, который едет по дождливой (или после дождя) Москве. Романтика и красота. Картина написана в 37 году. (Уже радостно)

 Первое впечатление - я туда попала? Такое ощущение, что это сборная выставка разных художников.  Сначала висели работы, которые я приняла за Дейнеку - технические приемы один в один. Потом читаю, нет не Дейнека - Пименов. Очень графично, безупречный рисунок, словом - классные вещи. Много шедевральных плакатов, особенно к различным фильмам и театральным постановкам. ( "Пышка", например). 

 Потом иду дальше, и не понимаю - а это кто, чьи работы? Ни рисунка, ни цвета - бошки без затылков, профили какие-то дегенеративные, - словно человек отродясь академическим рисунком не владел. Смотрю - тоже Пименов. Не понимаю, что происходит - взяла аудиогид. (Это тебе дают некий диктофон с записью экскурсии. Хорошо, что у меня всегда с собой наушники).

После аудиогида кое что прояснилось. Поначалу все нормально: "Художник счастливой творческой судьбы, выпускник Вхутемаса, академик и лауреат и.т.д... И вот, как бы вскользь: -  в 30 годы художник пережил  клиническую депрессию, из которой очень тяжело выходил."

А, тогда понятно, это кое что объясняет. ( в смысле - неровности с рисунком)

А это уже из его дневников: «Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы…»

Застревать в таком состоянии человеку непозволительно - была семья и дети.

Аудиогид уверял, что художник из депресняка вышел, но я что-то не очень в этом уверена. Похоже, что не до конца. (Кажется в те времена над входом в Соловецкий лагерь висел транспарант: "Железной рукой загоним человечество в счастье". Принуждение к счастью по "велению партии".) 

 А почему я так считаю?  Все очень просто - цвет, точнее - цветовая гамма. 

 Изображать можно что угодно, какую угодно "новую жизнь" или "новую Москву", но цвет то не врет. Смотришь на все эти полотна в стилистике: "с каждым днем все радостнее жить" и такой тоской от всего этого веет, что плакать хочется. Цветовая гамма, в которой все это сделано говорит совсем о другом.

Вот, например, картина "Галина Уланова" - это же депресняк какой-то: на черном фоне в фиолетовой пачке стоит какая-то бледно-синюшная фигура, так и хочется спросить: случилось что-то? 

Или две его классические работы из серии "радость жизни": "Лирическое новоселье" и "Свадьба на завтрашней улице". Вроде, все нормально - молодожены, счастливое событие, но что за промозглая чернота за окном, которая плавным пятном перетекает в фигуру целующейся пары. Несомненно, вещь профессиональная, графичная, но, блин, хочется поскорей отойти и больше не всматриваться, потому что, как я уже говорила, цвет не врет: вещь сделана в черно-коричневой гамме и эта стена вдалеке  стронцианово- желтого раздражающего оттенка словно лезет вперед и что-то не весело как-то от всего этого становится. 

Или эта тоже классическая его: "Свадьба на завтрашней улице". Конечно, все класс - композиция, рисунок. Но если кому серо-коричневая гамма внушает оптимизм, то точно не мне.

Мне нравится этот художник, а его киноплакаты я считаю просто шедеврами искусства (это я без сарказма); ранняя графика почти вровень с Дейнекой по рисованию и графичности, но почему-то на этой выставке я неожиданно для себя вспомнила один рассказ Честертона -  "Три орудия смерти" называется. 

 Сюжет такой: отец Браун расследует убийство одного "весельчака" - человека жизнерадостного, который все  время извергал всевозможные остроты и оптимизм. 

Отец Браун и раньше встречался с этим семейством и давно уже обратил внимание на одну странность: очень мрачная обстановка в доме и, несмотря на веселый нрав хозяина, все его домашние отличались какой-то угрюмостью и замкнутостью.

 Браун заподозрил самоубийство, тем более на этот вывод его натолкнули показания дочери покойного, которая слышала душераздирающие  крики: "Я в аду, я в аду!"

Все были в недоумении: как такой веселый и радостный человек может покончить с собой?

Вот небольшой фрагмент из рассказа:

"  — Но почему? — вскричал изумленный Мертон. — Неужели вы считаете, что людям не по душе веселый нрав?

— Людям по душе, когда вокруг них часто смеются, — ответил отец Браун, — но я сомневаюсь, что им по душе, когда кто-либо всегда улыбается. Безрадостное веселье очень докучливо."

Далее отец Браун объясняет, что нет большей пытки, чем необходимость изображать веселость, когда тебе плохо и что  естественное право каждого человека -  просто  погрустить:

" — Он был сумасшедший и пытался наложить на себя руки.

— Как? — вскричал Мертон, полный недоверия. — А наслаждение жизнью, которое он исповедовал?

— Это жестокое вероисповедание, — сказал священник, выглядывая за окно. — Почему ему не давали поплакать, как плакали некогда его предки? Лучшим его намерениям не суждено было осуществиться, душа стала холодной, как лед, под веселой маской скрывался пустой ум безбожника. 

Наконец, для того, чтобы поддержать свою репутацию весельчака, он снова начал выпивать, хотя бросил это дело давным-давно. "

Какой мудрый человек  этот Честертон!

  Все именно так,  а если честно, то меня иногда напрягает эта пресловутая "американская улыбка", хотя я, конечно, ничего не имею против вежливости и любезности людей; но когда у человека в глазах тоска или испуг, а рот улыбается во все зубы, то становится немного жутковато. Право на меланхолию или на небольшую депрессию - это естественное право человека. И мне кажется, что нет большего садизма, чем принуждать человека к жизнерадостности и все эти жлобские вопросики типа: Что ты такой грустный, улыбнись...  или " что ты так мало улыбаешься, что не веселый такой ..." -  раздражают еще больше и точно веселия не прибавляют.

Считаю, что это одно из проявлений современного "софт" насилия. Никто из нас не обязан соответствовать чьим-то ожиданиям.

И да,  а в ноябре там же будет выставка Врубеля. (В смысле -  в Новой Третьяковке)


Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.